Враг моего врага – мой друг
- Всеволод Щукин
- 2 окт. 2015 г.
- 2 мин. чтения
Антибиотик — вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост или вызывать гибель определённых микроорганизмов, чаще всего прокариотических или простейших. Несмотря на столь грозное определение, вот уже на протяжении нескольких лет ученые-медики бьют тревогу. Универсальное лекарство, которое раньше спасало миллионы жизней, сейчас стремительно теряет свою эффективность, подвергая опасности здоровое будущее человечества. Как специалисты относятся к такому предательскому поведению антибиотиков, и найдется ли замена столь необходимому в наше время лекарству, будет рассказано в данной статье.
Чудо медицины – антибиотик – с момента своего первого появления уже сулил миру светлое и здоровое “завтра”. “Бич” большинства болезнетворных бактерий на долгое время оставил представителей царства прокариотов в проигрышном положении. Казалось, всемогущий человек нашел управу и на этот недуг. Однако нерациональное и бесконтрольное применение этого “оружия” привело к изменению равновесия сил. За счет быстрой репродуктивной способности, а значит и скорой смены поколений, бактерии за 70 лет беспрерывной борьбы, благодаря комбинативной и мутационной изменчивости, начали вырабатывать иммунитет, который сводит на нет все способы противодействия им. Все способы, кроме одного…

В роли спасителей такого неутешительного положения выступил не менее древний враг человечества – вирус. Имя представителя – бактериофаг( или фаг), что дословно можно перевести, как “пожиратель бактерий”. Как и любой другой вирус, эти способны размножаться только в живой клетке, попутно разрушая её. По счастливой для нас случайности, любимым местом для продолжения рода у бактериофагов, как можно понять из названия, являются бактерии. Как правило, этот вирус состоит из белковой оболочки и генетического материала одноцепочечной или двуцепочечной нуклеиновой кислоты. Такое относительно простое строение гарантирует еще более быстрое самовоспроизведение-размножение, чем у прокариотов, что в свою очередь делает бактерий, как царство, невероятно уязвимыми для столь грозного и беспощадного врага.

Открыли бактериофаги еще в первой половине XX века, однако, несмотря на высокую эффективность такого метода борьбы с бактериями, широкое распространение препаратов на основе этого вируса было получено лишь в СССР. В частности на сегодняшний день остался всего один институт на территории постсоветского пространства — институт бактериофага имени Георгия Илиавы в Грузии, который до сих пор изучает способы применения и производства бактериофагов для медицинских нужд. Сейчас этот “храм науки” становится центром в исследованиях, благодаря растущей потребности в альтернативе антибиотикам. Остается надеяться, что разработанный уже давно метод борьбы с бактериями приживется в наши дни быстрее, чем мы доберемся до крайней точки необходимости нового лекарства, несмотря на существующие корпорации тех же производителей антибиотиков, которые, скорее всего, будет противиться широкому введению бактериофагов. И тогда, быть может, принцип “Враг моего врага — мой друг”, приобретая новый смысл, станет залогом долгого сотрудничества человека и бактериофага.
Comments