Хирургия души
- Всеволод Щукин
- 30 окт. 2015 г.
- 2 мин. чтения
Сейчас стало модно ставить самим себе различные психические диагнозы. Безусловно, это всего лишь очередной способ привлечь внимание к своей личности. Такой тренд еще каких-то полвека назад вызвал бы непонимание со стороны врачей-психиатров. Тогда к душевным расстройствам было более серьезное отношение. Доказательством того служат, окутанные тайнами, исследования и эксперименты в области психиатрии, страх людских масс перед психическими диагнозами, и последующими за ними, спорными методами лечения. Об одном таком способе исцеления душевнобольных нам бы хотелось рассказать в этой статье. Речь пойдет о лоботомии.

Лоботомия или лейкотомия – нейрохирургическая операция, в ходе которой производится отделение лобной доли от основной части мозга путем разреза. Данная процедура получила широкое распространение в 30-40 годах прошлого века. Основными фигурантами в истории популяризации такого способа лечения стали португалец, разработавший данную методику, Эгаш Мониш и, активно пропагандирующий его учения, американец Уолтер Фримен. Они добились в своем деле совершенства, проводя лоботомию за каких-то 10 минут. Метод являлся радикальным решением в лечении душевнобольных с широким спектром психических заболеваний, включая в частности шизофрению. Суть способа терапии, как уже понятно из определения, заключалась в операции на головном мозге, которая сначала проводилась через перфорацию в черепе, а позже через отверстие, пробиваемое в глазнице. Как мы все знаем, лобная доля мозга, отделяемая в ходе лейкотомии, отвечает за принятие решений, движения, речь, волю. Она является центром творчества, индивидуальности и личности. В общем, тем, что делает нас собой. К чему же приводит столь основательное вмешательство в физиологию человека? После операции, как правило, неугомонный еще недавно пациент, становился в лучшем случае спокойным, пассивным, легко поддаваемый внушению, а в худшем его ждала участь безвольного овоща.

И тут же возникает вопрос: а являлся ли данный метод вообще приемлемым? Как ни странно, сторонников лоботомии в сфере психиатрии было довольно много. Почти каждый врач видел в этом методе лечения душевнобольных долгожданный покой и спасение от психических расстройств, в первую очередь, для самих пациентов. Однако никто из психиатров не интересовался мнением больных. Ажиотаж в лейкотомии достиг такого масштаба, что процедуру начали рекомендовать даже при незначительных заболеваниях сознания. Операцию предлагали делать в таких случаях, где можно было бы обойтись и более гуманными, известными на тот момент, способами. Несмотря на всю жестокость способа, лоботомия официально признавалась эффективной, а сам метод инновационным. Так, например, уже упомянутый Эгаш Мониш в 1949 году получил Нобелевскую премию за свои заслуги в области психиатрии, что лишь подтверждает одобрение лейкотомии среди высших деятелей науки и общества в целом. Однако позже сторонников лоботомии становилось все меньше, в виду очевидной высокой смертности и осложнений после операций. Найдя решение в психотропных препаратах, многие врачи отказывались от хирургического вмешательства. К 1950 году большинство стран, использующих раньше лейкотомию, законодательно запретили данный способ для лечения психических расстройств. Несмотря на заперты, на сегодняшний день, среди психиатров существует мнение, о необходимости возрождения этого метода.

Возможно, лейкотомия – это, действительно, ключ к умиротворению душевнобольных, путь к новой жизни. С другой стороны, можно ли назвать состояние после подобной операции жизнью? Если этот метод так ужасен, то почему до сих пор существует “химическая лоботомия” посредством психотропных препаратов? Дело лишь в способе? Это все вопросы, которые обращены к морали, поэтому однозначного ответа на них дать нельзя. Как бы то ни было, лоботомия оставила свой след в психиатрии. И, возможно, это еще не последний раз, когда человек прибегает к столь радикальным мерам в борьбе с психическими недугами.
Comentarios