Научное искусство
- Розалина Галимуллина
- 2 февр. 2016 г.
- 2 мин. чтения
Казалось бы, что художники и ученые - это не пересекаемые множества. Но некоторые представители науки и искусства и «универсальные люди» опровергают этот постулат.
Всем знаком такой универсальный человек, как Леонардо Да Винчи, который разбирался практически во всем, в чём только можно было разбираться. Да и к тому же очень неплохо рисовал. Возможно, знания анатомии человека помогли ему составлять столь точные образы, а может быть, и наоборот. Ведь рисуя, понимаешь, что и как устроено. Его зарисовки и по сей день можно встретить в учебниках по биологии. Чего только не коснулась его рука: от изображения святых до зарисовок эмбрионов.


Мало кто знает, что Ломоносов тоже соприкасался с прекрасным. Он был увлечен изучением стекол и их структур, а так же складывал мозаики из стеклышек - своеобразные витражи. Материал для своих произведений он изготавливал сам, создавая нужный цвет и оттенок. Затем он с настоящим талантом художника находил каждой частичке свое место, изобретая несравненную и точную палитру, словно все сделано в красках. Но тут мнения тоже расходятся, мол, что его работы служат только имитацией живописи и не несут в себе ничего сверххудожественного. Но так как описал мозаичное искусство он, никто не смог описать в дальнейшем.

А вот нидерландский художник Мауриц Эшер не был представителем науки, но его увлеченность художественной графикой привела его к математике. Он исследовал пластические аспекты бесконечности и симметрии, с помощью которых и создал свои прекрасные ломающие голову работы. Посмотри разок и потеряйся. Невероятные игры разума, которые выполнены на полотнах. Кстати, впоследствии, Эшер даже начинает ездить по миру и читать лекции по симметрии, как математик, хотя, казалось бы, он просто художник.


Так, кто-то из художников затронул математику, а кто-то пошел дальше и затронул физику. Робер Делоне играл со свойствами цветов, с их смешением и преломлением, различными переходами. Его работы удивительны и певучи, сначала оставляют глаза людей в помешательстве от этой бури цвета, а потом уже заставляют понять и разобрать написанное. Мастерская художественная игра красок в связи с законами оптики создали необычайные творения.

Ну и как же, описывая смесь науки и художественного искусства, не упомянуть Эрнста Геккеля, который посвятил целую книгу красоте и совершенству живых существ: «Красота форм в природе» засела в сердцах не только биологов, но и большого количества художников. Из-за этого пошла мода на коллекционирование красивейших радиолярий, появились люди, которые начали делать одинаково значимые для науки и искусства снимки. Геккель показал своё видение мира с помощью ярких иллюстраций, которые представляли не только большую научную и художественную ценность, но и раскрывали его двуликую сущность биолога и художника.


Художественное искусство помогает нам познать мир и ощутить его самому. Именно это объединяет художников и ученых: они познают окружающий мир и часто искусство приводит к науке или наука порождает любовь к невозможной красоте вселенной.
Comments